Стремление к иконизации личности, присущее кинобизнесу и звукозаписывающей отрасли, давно стало отличительным признаком и игровой индустрии...
Синеманы и аудиофилы преклоняются перед творчеством Федерико Феллини и Дюка Эллингтона, у геймеров есть свои идеалы - например, Сигерю Миямото и Ю Судзуки. Ведь за каждой игрой стоят живые люди. Образованные, талантливые, целеустремленные. Составляя данный список, я постарался сделать так, чтобы читатель смог лучше понять этих людей и то, чем они живут и для чего трудятся. Текст, который вы сейчас прочтете, полон и пояснений, он способен дать вполне четкое впечатление о развитии всего игрового мира за последние три десятка лет. И кто знает, может быть, этот материал послужит той искрой, что зажжет пламя в сердцах наших читателей, чувствоваших, что могут пойти по тернистой, но увлекательной стезе создания игр, но не знали, какой первый шаг им стоит предпринять.
Сразу же оговорюсь, что наш список ни в коем случае нельзя считать рейтингом, все персоны в нем занимают случайные позиции. Также просим не обижаться поклонников Роберты Уильямс, Джона Ромеро или Лорда Бритиша: при составлении материала учитывались только деятели индустрии видеоигр; безусловно, что при включении сюда личностей, прославившихся на поприще создания игр исключительно для компьютеров, список бы выглядел иначе.1. Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell)Родился в штате Юта (США) в 1943 году. Человек, считающийся отцом индустрии: им разработана Computer Space, первая коммерческая видеоигра. В 1972 году Бушнеллом была основана Atari Corporation, вплотную занявшаяся электронными развлечениями. Автор знаменитых хитов Pong и Breakout, на которых выросло нынешнее поколение игровых разработчиков, Бушнелл стоит и за выпуском первой домашней игровой приставки, Atari 2600. Однако в 1976 он неожиданно продал свое детище, фирму Atari, конгломерату Warner Communications и покинул основанную им отрасль развлечений. Известно, что Бушнелл - настоящий профессионал в китайской настольной игре го, развивающей стратегические навыки и чувство баланса. Сейчас он ищет способ создать сетевую игру, в которой одновременно могли бы участвовать, не отягощая себя чтением длинного списка правил, сотни и тысячи человек.
2. Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi)Правнук Фусадзиро Ямаути, основавшего в 1889 году фирму Nintendo, Хироси Ямаути в возрасте двадцати лет унаследовал семейное дело. Тогда, в начале семидесятых, Nintendo была крупнейшей производительницей игральных карт в Японии. Через несколько лет стало понятно, что карточный бизнес теряет прибыльность, и Ямаути бросился во все тяжкие: рассматривались проекты производства быстроприготовляемого риса, бейсбольных бит, даже спортивных лазерных пистолетов. Но только электронная игрушка Ultra Hand, спроектированная молодым инженером по имени Гумпей Екой, снискала потребительский успех: за несколько дней было продано 1.2 миллиона этих простеньких манипуляторов. Вскоре последовали игры для аркадных автоматов и серия электронных игр Game & Watch (1980), пиратским способом выпущенная в Советском Союзе как "Ну, погоди!", "Тайны океана" и "Веселый повар". Ямаути прочно развернул Nintendo в сторону электронных развлечений, лишним доказательством этого стала приставка Famicom, появившаяся в 1984.
Затем мир увидел Gameboy (1989) и Super Famicom (SNES). Успех нинтендовской приставки Nintendo 64, успех при всех ее недостатках - во многом заслуга хорошего руководителя, которым безусловно является Хироси Ямаути. И хотя он признает, что мало знает о техническом аспекте дела, его деловой нюх безупречен, он прекрасно чувствует любые изменения рынка и всегда знает, как на них отреагировать. Ямаути-сенсэй говорит, что освободит свой пост в 2000 году (ему исполнится 73), уступая руководство Nintendo молодой и талантливой смене, которой предстоит продвигать на рынок Game Cube, Game Boy Advance и последующие за ними игровые системы.
3. Сигерю Миямото (Shigeru Miyamoto)Миямото сделал для видеоигр столько же, сколько Дисней - для мировой анимации. Этот эксцентричный игрок на банджо с "битловской" прической в 1977 году нанялся на работу в Nintendo. После полного фиаско первых трех нинтендовских аркадных игр в США, Хироси Ямаути потребовал от новичка Миямото создать что-то концептуально свежее и необычное. Тут же родилась на свет история о яростной горилле, похитившей девушку своего хозяина. Вскоре Donkey Kong (а именно о ней идет речь) получила приз как вторая по популярности аркадная игра 1981 года. За последующие восемнадцать лет под руководством Миямото было разработано настоящее созвездие шедевров, среди которых The Legend of Zelda, Adventures of Link, Star Fox, Yoshi's Island и Super Mario 64. Почти 13 процентов из более чем миллиарда картриджей, проданных Нинтендо за всю ее историю - игры, созданные Миямото и его командой R&D4 (при этом не считаются вещи вроде Super Mario Cart и Mario Paint, над которыми трудились другие люди). Последняя на данный момент изданная работа мастера, The Legend of Zelda: Mask of Majora (N64), уже получила статус игрового бестселлера.
4. Гумпей Екой (Gumpei Yokoi)Бывший глава подразделения R&D1 компании Nintendo, куда Екой пришел еще в 1969 году. Быстро продвигался по службе, изобрел первую прибыльную нинтендовскую игрушку, Ultra Hand, разработал первую в мире портативную видеоприставку, работающую на сменных картриджах, Game Boy (1989). Он принимал участие в создании линии товаров Game & Watch, работал над восьмибитной серией игр Metroid. После ошеломительного провала придуманной им портативной системы Virtual Boy (3D+объемная стереоскопическая графика), Екой в 1996 году завершил свою 27-летнюю карьеру в Nintendo. Уволившись, он продолжал исследования в области создания портативных приставок, участвовал в создании WonderSwan от Bandai. Трагедией для всего игрового мира стало известие о том, что Екой-сан погиб в автомобильной аварии 4 октября 1997 года. Вклад этого человека в индустрию огромен, равно как и оставленное нам наследие - ведь Game Boy и сейчас, через десять лет после своего появления, лидирует как самая популярная портативная игровая система!
5. Ю Судзуки (Yu Suzuki)Глава команды AM R&D#2, сеговский профессионал ранга Миямото, гениальный программист, Судзуки приложил руку практически ко всем более-менее известным аркадным проектам Sega, начиная еще с такой классики, как Hang On, Space Harrier, Out Run и G-Loc. Под его руководством были разработаны этапные, первые в своем роде 3D-сериалы: Virtua Racing, Virtua Racing, Virtua Cop. Эти игры задали направление, по которому сейчас развивается индустрия в целом. Недавно Судзуки выпустил свой самый масштабный проект, экшн-RPG Shen Mue для Dreamcast, и трудится над его продолжениями.
6. Арни Кац (Arnie Katz)Первопроходец в области игровой журналистики. Кац и его друг Билл "Игровой доктор" Кункель в 1978 году стали первыми, кто на регулярной основе публиковал отзывы об играх в общегосударственном издании, журнале Video. В 1981 он стал со-издателем первого американского журнала, целиком посвященного видеоиграм, оригинально названного Video Games. К 1990 году Кац ушел из бизнеса, лишь пару лет назад предприняв достаточно жалкую попытку запустить журнал Electronic Games. Но EG, продукт восьмидесятых, вся редколлегия которого состояла из людей за сорок, не нашел отклика у геймеров девяностых, после чего "эволюционировал" в равной степени плохой журнал Fusion, и был вскоре поглощен Intelligent Gamer. Так свет увидело, как подметил щедрый на эпитеты Зак Местон, "самое глупое и неактуальное игровое издание десятилетия", Intelligent Gamer Fusion.
7. Трип Хокинс (Trip Hokins)Еще будучи простым сотрудником Apple Com-puter, Трип уговорил Джоэля Биллингса писать свои игры не под Northstar (который вскоре не выдержал конкуренции), а под Apple II. У Хокинса определенно было чутье. Основав Electronic Arts, компанию нового типа, он правильно предположил, что игровая индустрия будет развиваться сродни звукозаписывающей, только звездами станут не исполнители, а программисты и художники. Он был прав, говоря об исключительных качествах Commodore Amiga как игровой машины, но все-таки ошибся, рассчитывая ее место на рынке. Он снова был прав, предсказывая светлое будущее формату CD-ROM, но опередил время, выпуская свою приставку 3DO - по тем временам слишком дорогостоящее ($700) удовольствие для большинства геймеров. Хокинса часто называют самым известным пророком игрового мира, ведь его главному предсказанию - о том, что компьютерная развлекательная индустрия станет вторым Голливудом - похоже, суждено сбыться.
8. Кэндзи Эно (Kenji Eno)Поистине уникальная фигура: игровой дизайнер, умудрившийся создать из себя самого настоящего поп-идола. Хотя список работ Эно и возглавляемой им небольшой студии WARP не так уж велик (он состоит из двух знаменитых триллеров: D и Enemy Zero), этот длинноволосый великан с завидной регулярностью появляется в эфирах японского телевидения и радио, рекламируя, среди всего прочего, свои способности пиониста. Где бы Эно ни появлялся, его мгновенно начинают штурмовать толпы восторженных фэнов, готовых идти на все, лишь бы пообщаться со своим кумиром. Другое дело, что слава Эно заслуженная, ведь не каждый в наше время может удачно совмещать способности художника, программиcта, композитора, и при этом выпускать неплохие игры.
9. Алексей ПажитновМосковский математик всегда интересовался настольными играми и ребусами. Основой для созданного Пажитновым в 1984 году Тетриса послужила игра пентомино, ставившая задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры. Коробка превратилась в стакан, игра перенеслась на экран, остальное - достояние истории. Хотя Тетрис разошелся тиражом в 40 миллионов копий, его изобретатель в свое время не получил за это ни копейки: советское законодательство не поощряло подобного рода заработки. Впоследствии издателем таких творений Пажитнова, как Faces, Welltris, Knight Moves и Hatris, стала компания Spectrum Holobyte. Некоторое время назад Алексей Пажитнов создал набор головоломок Puzzle Collection по заказу Microsoft.
10. Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu)Пятнадцать лет назад молодой парень, освоивший пианино в возрасте 12-ти и мечтавший стать новым Элтоном Джоном, зарабатывал на жизнь, сочиняя музыку для телереклам и нанимаясь временным клавишником в малоизвестные "гаражные" группы. Теперь Нобуо Уемацу один из самых известных игровых композиторов, работающий в самой Squaresoft. Именно он - бессменный автор музыки к сериалам Final Fantasy и Romancing Saga. Вместе с Ясунори Мицудой он создал потрясающий саундтрек к одной из лучших SNES-овских ролевых игр, Chrono Trigger. Мелодии, написанные Уемацу, изданы отдельными альбомами, существует множество их версий - от симфонических обработок до танцевальных ремиксов. Музыка из Final Fantasy VII стала первым и последним игровым саундтреком, попавшим в общеяпонский музыкальный хит-парад за всю его историю, и продержавшаяся там больше месяца.
11. Масаюки Уемура (Masayuki Uemura)С детства будучи на "ты" с разнообразным электронным оборудованием, этот исполнительный японец в середине семидесятых легко получил работу в Sharp, а затем перешел в Nintendo. Именно он разработал восьмибитную приставку Famicon (NES в США и Европе). До Famicom игровые пристаки проектировались инженерами-создателями офисной техники, и результаты обычно были далекими от потрясающих. Уемура, понимая, что стандартный процессор 6502 CPU не сможет хорошо работать с графикой, добавил еще один чип, PPU (Picture Processing Unit). Завершенная Famicom смогла воспроизводить больше цветов и обладала намного большим объемом оперативной памяти, чем другие приставки на рынке (Atari 7800, Intellivision). Это, плюс сотни качественных игр, сделали Famicom (NES) самой удачной приставкой в истории. Но Масаюки Уемура не остановился на достигнутом, и в 1991 публика увидела его новую разработку, 16-битную Super Famicom (Super Nintendo), работа над которой велась еще до выпуска "Сегой" в 1989 году Megadrive. Самым заметным отличием SNES от MD стал режим Mode 7, позволяющий вращать и масштабировать объекты. "16-битная война" завершилась в пользу SNES, на которой вышли Chrono Trigger и Donkey Kong Country, в то время как "Сега" не могла предложить почти ничего стоящего. В разработке Nintendo 64 Уемура участия не принимал.
12. Дэвид Перри (David Perry)Игроманией Девид Перри заболел в подростковом возрасте, еще когда жил в родной Ирландии. Вскоре появилась идея заняться написанием собственных игр, однако родители не одобрили подобного занятия, считая его бесцельной тратой времени и сил. Чтобы доказать свою правоту, Перри ушел из дома и устроился программистом в одну из европейских фирм-издателей видеоигр. Жалованье составило всего 5000 долларов в год. Первые его творения для компьютеров Commodore Amiga и Spectrum: Supremacy (Overlord в Америке), Dandare, Paperboy II, Smash TV - получились на редкость удачными. Далее жизнь Перри оплетена сказаниями и легендами. К тридцати годам он стал игровым разработчиком с мировым именем, успел потрудиться над полусотней игр (среди них Teenage Mutant Ninja Turtles, Disney's Aladdin, Global Gladiators, Cool Spot, Earthworm Jim 1 и 2, MDK, Wild 9), основал в 1993 году собственную компанию Shiny Entertainment. Последнее, к чему он приложил руку - необычная бродилка Messiah и симулятор R/C Stunt Copter. Между прочим, Перри самый высокий в игровой индустрии человек - его рост чуть больше двух метров.
13. Генъе Такэда (Genyo Takeda)Глава нинтендовского отдела по перспективным разработкам R&D3. Главным достижением Такэды считается изобретение battery back-up для восьмибитной NES, блока памяти, куда можно сохранять отгрузки и просто нужную информацию, размещенного непосредственно в самом игровом картридже и питаемого долгосрочной батарейкой. Данная технология получила затем широкое развитие в картриджах и картах памяти для SNES, PlayStation, Saturn, Nintendo 64 и Dreamcast. Одно из последних достижений команды Такэды - уникальный аналоговый геймпад для Nintendo 64 - почти сразу установил своеобразный стандарт в индустрии, и вслед за ним схожие устройства для своих 32- и 128-битных приставок представили Sega и Sony.
14. Говард Линкольн (Howard Lincoln)Председатель совета директоров Nintendo of America с 1985 года. Еще будучи юристом компании Sax and Maclver, он защищал в суде аркадную Donkey Kong от претензий кинокомпании MCA, утверждавшей, что Nintendo посягает на являющегося их торговой маркой Кинг-Конга. Само собой, дело решилось в пользу игровой фирмы, а Линкольн, благодаря своей целеустремленности, недюжинной эрудиции и упорству, получил пост главного вице-президента американского отделения Nintendo. Через несколько лет последовало очередное повышение. На плечи Говарда Линкольна легла обязанность представлять в Северной Америке все нинтендовские игровые приставки: NES, SNES, Nintendo 64.
15. Джон Тобиас (John Tobias)Когда выпускник Чикагской академии искусств, художник-комиксист (наиболее известные его работы - выпуски из серии "Охотники за привидениями" по одноименному фильму), решил сменить род деятельности, он подался на работу в Midway Games. Еще с подросткового возраста пользовавшийся компьютерами при опытах в рисовании, Тобиас практически в одиночку создал внешний вид игрушек Total Carnage и Smash TV, после чего они с программистом Эдом Буном открыли золотую жилу в виде Mortal Kombat. Хотя критиков у данного файтинг-сериала в последнее время хватает, его популярность в США, Европе и матушке-России отрицать никто не возьмется. Возможно, именно Тобиаса стоит укорить в том, что Mortal Kombat, родившийся как альтернативное современным ему играм явление, полностью переродился в чисто коммерческий продукт, не сильно развивавшийся, а просто расширявшийся во всех направлениях, а сейчас так и вовсе попавший в тупик.
16. Эд Бун (Ed Boon)В шестнадцатилетнем возрасте Эд приобрел свой первый компьютер, предпринял первые опыты программирования на бейсике и ассемблере. Поступив в университет штата Иллинойс, он крепко "подзасел" на игры, дни и ночи напролет проводя в местных аркадах и за клавиатурой своей машины, стал серьезно изучать информатику. Окончив университет в 1986 году, он устроился программистом в Williams Entertainment и сразу же приступил к работе над несколькими автоматами для пинбола. Первыми его видеоиграми стали симуляторы американского футбола High Impact и Super High Impact. Вскоре Бун повстречался с Джоном Тобиасом, и с тех пор они вместе трудятся над сериалом Mortal Kombat. Эду Буну принадлежит идея скрыть в игре персонажа, становящегося доступным при выполнении игроком определенных условий, - сейчас ее переняло большинство производителей файтингов. Бун программировал версию Mortal Kombat Gold для Dreamcast и участвовал в начальном этапе создания MK: Special Forces. В последнее время обещает всем МК5.
17. Томми Талларико (Tommy Tallarico)Профессиональная карьера этого игрового композитора началась в 1990 году, а уже в 1994 им была основана Tommy Tallarico Studios, крупнейшая звукозаписывающая компания американской игровой индустрии. Томми получил в общей сложности 20 наград за лучший игровой саундтрек, участвовал в написании музыки к 120 играм (суммарный их тираж - 25 миллионов штук), выпустил пять альбомов своих записей. Самые известные из его звуковых дорожек принадлежат играм Earthworm Jim 1 & 2, MDK, Aladdin, Cool Spot, Global Gladiators, The Terminator, Demolition Man, Jungle Book, Caesars Palace, Wild C.A.T.S, Madden Football, Pac-Man Ghost Zone, Treasures of the Deep, VMX Racing, Felix the Cat, Spot Goes To Hollywood, Black Dawn, Skeleton Warriors, NHL Face-Off '98, Test Drive 4, Mortal Kombat Trilogy, Tomorrow Never Dies, Robocop vs. TheTerminator, Muhammad Ali Boxing, и Clayfighter. Помимо всего прочего, Томми Талларико является консультантом компаний DTS и Intel, продюсирует и ведет еженедельную телепередачу The Electric Playground, а также был не раз уличен в странных вкусах в одежде: золотой пиджак для него - обычное дело!
18. Хидэо Кодзима (Hideo Kojima)Задолго до появления восьмибитной Misson: Impossible на пару с другом-программистом создал первый симулятор шпионской деятельности, Metal Gear. Инноваций, нетривиальных решений и вообще нестандартных вещей в той игре было примерно столько же, сколько в засветившемся впоследствии сиквеле Metal Gear Solid. Кодзима-сан является автором и других хороших игр, в США отчего-то получивших статус культовых, сугубо элитарных и чуть ли не запретных. Это детективные истории Snatcher (Sega CD) и Policenauts (Sega CD, Saturn, PSX), обе обладающие захватывающими, интригующими сюжетами, иллюстрированные аниме-роликами. По какой причине американские издатели наотрез отказываются выпускать их в Стране Свободных хотя бы под возрастным ограничением M (Mature, с 18-ти лет), остается загадкой. Не исключено, что рано или поздно мы все-таки увидим их англоязычные версии - ведь после ошеломительного успеха последних приключений Солида Снейка слава Кодзимы в Штатах растет...
19. Юдзи Нака (Yuji Naka)Мечтой молодого амбициозного программиста было работать над играми для аркадных атоматов, но, получив сразу после окончания школы работу в Sega, он был направлен в "приставочное" подразделение компании. Имя Юдзи Нака фигурирует в завершающих титрах многих игр для восьмибитной Master System: Phantasy Star и Space Harrier, Black Belt и The Village of Spiritual World. Однако самым большим его достижением по праву считается сериал Sonic the Hedgehog, герой которого, заводной синий еж, стал первой по-настоящему стоящей альтернативой нинтендовскому Марио. "Соникомания" охватила планету, а Нака одну за другой выдавал игры серии, умело расширяя и углубляя созданную вселенную. Помимо любимого всеми Соника, он стал продюсером уникальной в своем роде игры Nights, ставшей чем-то большим, нежели просто набором этапов, через которые пролетают герои, и заставившим многих вспомнить о концепции свободных полетов в игре. Множество предложений Нака-сана были также учтены при создании Dreamcast. Кстати, любимое его средство передвижения - собственный Porsche "соникового" синего цвета.
20. Есики Окамото (Yoshiki Okamoto)Прийдя в 1982 году на работу в Konami, Окамото разработал хитовые аркадные леталки Time Pilot и Gyruss, после чего попросил крупной прибавки зарплате, в которой было отказано. Недолго думая, он перешел в Capcom, совсем тогда маленькую фирму, где из-под его легкой руки выпорхнули: бродилка Sonson, стрелялки Bargus, 1942 (ставшая самой популярной аркадной игрой 1984 года), Gun Smoke, 1943 и Sidearm. В поисках свежих идей для следующего проекта Окамото наткнулся на Double Dragon II от Taito. Общее устройство игры (бродилка/драки с уличными бандами) ему пришлось по вкусу, но совсем не понравилась слабая графика и несбалансированный игровой процесс. К этому времени он уже был назначен на должность продюсера, заполучил под свое начало целую команду ассистентов-программистов и был уверен, что они способны на порядок улучшить достижение коллег из Taito. Игра, разработанная командой Окамото, получила имя Final Fight. После ее ошеломительного успеха прошло десять месяцев, и та же команда выдала легендарную Street Fighter II! Помимо самого Окамото, над игрой работали: программист, трое аниматоров и человек, придумывавший специальные приемы персонажей. Дальнейшая история вошла в анналы индустрии как прекрасная иллюстрация триумфа хорошей задумки с качественным исполнением. Добавлю только, что около двух лет назад Окамото-сан уволился с должности исполнительного продюсера и главы R&D в Capcom и основал собственную компанию, Flagship, первым проектом которой стала серия ролевых игр для Dreamcast.
21. Акира Торияма (Akira Toryama)Живой классик детской юмористической и приключенческой манги. Первые же публикации Ториямы в конце семидесятых заложили основу уникального стиля, тяготевшего к изображению абсурдных пародийных миров и рискованному "тупому" юмору. С видеоиграми Акира Торияма прочно связался в конце восьмидесятых, когда для NES и Mega Drive решено было выпустить игры по его мультсериалу Dragon Ball. Сейчас воин Сон Гоку и другие персонажи "Драконьего Жемчуга" (а именно так переводится название сериала) увековечены уже в более чем двух десятках игр для самых разных платформ, в разработке каждой игры Торияма принимал действенное участие. Помимо этого, герои, им разработанные, действуют во всех частях фэнтезийного игрового сериала Dragon Quest (Famicom-Super Famicom-PSX), ролевике Chrono Trigger (SNES), файтингах Tobal 1-2 (PlayStation). Относительно недавно было анонсировано скорое появление на PSX бродилки по мотивам его популярной детской манги Dr. Slump. Пожалуй, никто из крупных фигур аниме-индустрии (за исключением, разве что, Масамунэ Сиро - игры Horned Owl и Ghost in the Shell для PSX) не сотрудничает с игровым миром так крепко, как Акира Торияма.
22. Зак Местон (Zach Meston)Родившийся в 1973 году на гавайском острове Мауи, Местон познакомился с играми в семь лет, в восемь уже имел компьютер и пробовал программировать. В 1990 году начал работу над мини-журналом Amiga Gamers Guide, отличившимся от других публикаций подобного рода прямотой высказываний и часто достаточно резкой критикой. Соавтор Р. ДеМариа по первым бестселлерам из серии книг Secrets of the Games от издательства Prima Piblishing, и Дугласа Арнольда по книгам секретов для 16-битных приставок Megadrive и SNES, переведенных на испанский, итальянский и русский языки. Начав работу в журнале VideoGames & Computer Entertainment, Зак "засветился" в более чем 20-ти игровых изданиях, как печатных, так и электронных. В 1998 году прервал журналистскую карьеру, перейдя на работу в компанию Working Designs.
23. Том Калинске (Tom Kalinske)Прославившийся своими неординарными решениями будучи президентом игрушечной фирмы Mattel (их продукция - куклы Barbie и машинки Hot Wheels), Калинске в начале девяностых перешел на пост президента американского отделения Sega Enterprises. Его правление пришлось на так называемый период "шестнадцатибитных войн" между Sega и Nintendo, причем во многом благодаря умной политике Калинске более слабая Genesis достаточно долго держалась против однозначно превосходящей ее SNES. В то время, как в Японии Mega Drive ждала участь сегодняшней Saturn, штатовская Genesis держалась на плаву. Главной ошибкой, допущенной тогдашним руководством Sega of America, стало в период 1994-95 годов распыление ресурсов компании на производство огромного количества приставок и их модификаций (Genesis, Sega CD, 32X, CDX, Nomad), очень слабо поддерживаемых играми. В результате геймеры предпочли SNES всем этим системам, доверие к компании было потеряно, и даже Saturn не смогла его вернуть в полной мере. С марта 1998 должность президента SOA занимает Берни Столар (Bernie Stolar).
24. Кен Кутараги (Ken Kutaragi)"Отец" PlayStation, как его принято называть. Кутараги был сотрудником Sony, которому в 1991 году была поручена разработка компакт-дисковой приставки для работы в тандеме с Super Nintendo. Впрочем, вскоре Nintendo заявила, что расторгает договор, и отказалась от услуг Sony. Проект 16-битной SNES-CD-системы так и не материализовался. В Sony же, наоборот, загорелись идеей создания собственной приставки, и принялись за дело со свойственным гигантской корпорации размахом. В результате R&D-группа Кена Кутараги поздней осенью 1994 года с гордостью явила миру 32-битную PlayStation, с тех пор доминирующую в индустрии систему. Никогда раньше, со времен NES, не выходила столь технически совершенная приставка, настолько опередившая свое время. Даже сейчас, спустя почти пять лет, немногие игры смогли достичь потолка ее возможностей. А Кутараги тем временем не терял времени зря: в марте 1999 он представил прототип следующей PlayStation - той, что сейчас уже лежит на прилавках российских игровых магазинов.
25. Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi)В 1986 году, когда первая часть Enix-овского ролевого сериала Dragon Quest завоевала популярность у геймеров всей Японии, программист Хиронобу Сакагути задался идеей создать ему достойную альтернативу. Через год на рынке появилась его первая игра - Final Fantasy для NES, сразу же отхватившая здоровенный кусок аудитории любителей Dragon Quest. Сакагути занял пост главного продюсера в Squaresoft, с тех пор каждая игра сериала создается только по его инструкциям. Как он говорит, секрет успеха Final Fantasy в том, что она дает игроку взглянуть хоть и на виртуальное, но вполне ощутимое воплощение самах ярких и интересных человеческих фантазий. Делясь творческими планами, мастер как-то проговорился, что намерен довести количество игр сериала до тридцати! Когда вы читаете эти строки, персонал Square под руководством Сакагути "фантазирует" в десятый раз и снимает полнометражный фильм на основе FF...
26. Расел ДеМариа (Rusel DeMaria)Настоящее имя этого человека - Рассел Эрман (Russell Ehrman), красиво звучащий псевдоним появился после юности, проведенной в бродяжничестве по Европе и зарабатывании на хлеб подыгрыванием на гитаре танцорам фламенко. Говорят, у Расела до тридцати лет не было никакой настоящей работы, кроме того, что он работал аккомпаниатором у легендарного танцора Пако ДеЛюсия. Неизвестно, что заинтересовало его в видеоиграх, но в середине восьмидесятых он стал редактором журнала Computer Play, "засветился" как автор публикаций для самых ранних номеров GamePro, а после этого издал несколько книг-руководств для Prima Publishing (нещадно эксплуатируя при этом Зака Местона). Все, кто с ним работали, описывают Расела как "темпераментного ублюдка", однако при этом соглашаются, что при надобности из-под его пера выходил очень качественный материал. Тот же Местон замечает, что игрок из ДеМариа был хороший, только когда дело касалось различных стратегий, а если в игре надо было бегать или - того хуже - прыгать, Расел был беспомощен, как слепой котенок. В последние годы вышли его руководства для игр Myst, Mega Man X, Boogerman, Secret of Mana, TIE Fighter, OddWorld: Abe's Oddysee, Sim City 3000.
27. Хаяо Накаяма (Hayao Nakayama)Компанию Sega ("Service and Games") основал в 1954 году американец Девид Розен (David Rosen). С самого начала своего существования она занималась производством развлекательной техники, в основном - разнообразных игровых автоматов. После "игрового краха" начала восьмидесятых одним из тех, кто выкупил за 38 млн долларов собственность компании, стал японский предприниматель Хаяо Накаяма, впоследствии и занявший пост президента обновленной Sega Enterprises. С тех пор он прокладывает курс, которым движется компания и который вывел ее в первую тройку фирм-производителей приставок и игр. Запуск аркадных линий, приставок Master System, Mega Drive, Sega CD, Saturn, игрушек Pico - за всем этим стоял Накаяма. Хотя многих ошибок на данном пути избежать не удалось, президент каждый раз уверенно выводил "Сегу" из очередного кризиса, заключая выгодные договоры и находя компромиссные решения. Но промах в маркетинговой политике Saturn оказался решающим, и в октябре 1998 года Накаяму сменил на его посту Сейтиро Иримадзири. Сейчас Хаяо Накаяма занимает должность вице-президента, курирующего рынок аркадных автоматов и игры пачинко.
28. Джейсон Рубин (Jason Rubin)Основатель команды Naughty Dog, еще в 3DO-шные времена придумавшей некую альтернативу Мортал Комбату, Way of The Warrior. Та же оцифрованная графика, те же лужи крови и добивания, плюс неплохой саундтрек от группы White Zombie. Джейсон Рубин пробовал писать игры с 16-ти лет (компьютер Apple II), но потом остановился все же не на карьере программиста, а дизайнера. Он отвечал за внешний вид всех игрушек Naughty Dog, включая их самую известную на данный момент серию, Crash Bandicoot. При этом Джейсон, как он сам признает, никогда не учился рисованию. Остается только удивляться тому, что Крэш, созданный в общем-то непрофессиональным художником, завоевал сердца миллионов геймеров по всему миру. Надо отметить и чисто технические достижения Рубина и его сотрудников: они первые добились на PlayStation реалистичных трехмерных эффектов дождя и снега и первые воплотили на этой приставке технологию Z-буферинга.
29. Акира Ниситани (Akira Nishitani)Более всего известен как один из авторов эпохальной Street Fighter II. Программист, значащийся в титрах игр как NIN-NIN, без чьей работы идеи Есики Окамото никогда бы не были воплощены в жизнь. Всегда был лоялен политике Capcom и не возражал, когда "Стритфайтеры" стали штамповаться, как на конвейере. В 1996 году, захватив нескольких товарищей, основал независимую компанию Arika. Хотя их первые игры, Street Fighter EX и EX2, издавала Capcom, трехмерная драка Fighting Layer и головоломка Tetris The Grand Master вышли только под их логотипом (название "Тетрис" полностью лицензировано у Tetris Company, представляющей интересы Пажитнова). Акира Ниситани не скрывает, что Arika - маленькая компания, выпускающая одну-две качественных игры в год - его идеал фирмы-разработчика.
30. Масая Накамура (Masaya Nakamura)Основав в 1955 году фирму Namco, этот человек является ее бессменным руководителем на протяжении более сорока лет. Когда Накамура-сан начинал свое дело, в его распоряжении было всего три помощника и начальный капитал в 300.000 йен. Первое же предприятие - установка двух детских аттракционов на крыше универмага в Йокогаме - дало ощутимую прибыль. С самого начала было решено сделать политикой фирмы предоставление максимально возможного количества развлечений за деньги клиентов. В 1970 году начали производиться первые намковские игровые автоматы (Racer), в 1974 компанией было приобретено японское подразделение Atari. В 1979 разработчики под чутким контролем Накамуры выпустили уникальную по тем временам стрелялку Galaxian, опровергшую мнение о том, что бум видеоигр после Space Invaders сойдет на нет. Затем были Pac-Man (1980), Xevious (1983), Ridge Racer (1994), Tekken (1995)... Склонный к философии Масая Накамура разработал доктрину Namco, основанную на двух постулатах: о том, что играть свойственно только людям и что 21-й век станет эрой общего духовного подъема. Исходя из них, разрабатываются абсолютно все решения руководства удачливой компании.
Валерий Корнеев [email protected] http://vrgames.by