Некогда игропром был переполнен любопытными периферийными устройствами. Ещё недавно пластиковые музыкальные инструменты, сложнейшие джойстики и рули были общим местом. Увы, всё это интереснейшее периферийное оборудование сходит на нет... Рули с коробкой скоростей и педалями, сложные авиационные джойстики, штурвалы и рули высоты... С помощью этого оборудования всё ещё играют. Немногие, самые упорные, самые хардкорные пользователи. Но в прошлое уходят даже простые пластиковые музыкальные инструменты для ритм-аркад, столь распространённые ещё на прошлом консольном поколении. Когда-то девелоперы знали толк в таких устройствах, понимали их прелесть, и даже казуальные разработчики следовали общей моде, добавляя в свои проекты поддержку разнообразных периферийных гаджетов.
Консоль Dreamcast с геймпадом и модулем памяти VMU (здесь и ниже изображения производителя).Но то время ушло — и на консолях, и на ПК. Теперь редко можно встретить качественный джойстик или руль, а дни музыкальных игр, кажется, попросту закончились. На новых приставках опции для периферийного оборудования предельно скудны. У PlayStation 4 есть камера, которая почти никому не нужна, а у Xbox One есть Kinect — модная и прогрессивная технология, которую подавляющее большинство девелоперов или обходят стороной, или реализуют так, что лучше бы они этого не делали.
А ведь когда-то была одна система, ставшая раем для игровых периферийных устройств, ибо обладала восхитительно разнообразной коллекцией дополнительных подчас странных пластиковых приспособлений, делающих игры гораздо интереснее. Библиотека проектов, использующих эти функции, обильна и вкусна, и у этой системы до сих пор бездна поклонников — даже спустя десять с лишним лет после прекращения её поддержки. Разумеется, речь о Dreamcast, приставке компании SEGA.
Заглядывая в будущееГоворить о Dreamcast лучше в историческом контексте: давайте перенесёмся в прошлое и оттуда взглянем на происходящее сегодня. Когда система поступила в продажу, она была гораздо мощнее всех конкурентов, а привод для СD-дисков предлагал больше места для игр. Это была консоль, которая по-настоящему смотрела в будущее.
Каждое устройство продавалось в комплекте с модемом для сетевой игры, в то время когда онлайн-игры были редкостью за пределами ПК-пространства. Был даже удлинитель сетевого кабеля, предназначенный для подключения к телефонной линии — на тот случай, если ваш развлекательный центр располагался далеко от телефонной розетки. Сумасшедший взгляд на несколько лет вперёд!
Два модуля памяти, подключённые друг к другу для обмена данными.Игры сохранялись на виртуальном модуле памяти Visual Memory Unit (VMU), снабжённом небольшой картой памяти и ЖК-экраном, который мог показывать изображения, анимацию и прочие данные в разрешении 48×32 пиксела. Более того, этот модуль имел крестовину и несколько кнопок, так что вы могли играть в простые игры, которые взаимодействовали с системой, когда устройство вновь подключалось к консоли. Каждый контроллер Dreamcast снабжался двумя слотами для подсоединения VMU или иных аксессуаров. Или вы просто могли подключить два модуля памяти друг к другу (для обмена данными), не задействуя консоль.
SEGA успешно использовала портативные устройства с картами памяти для развития социального элемента; ни одна компания не делала этого ни до, ни после. Само собой, сейчас тоже есть интересные идеи на этот счёт (вспомним ту же Nintendo 3DS), но базовая концепция была придумана и реализована ещё в конце 1990-х.
Однако список дополнительных устройств этим не ограничивался. Так, SEGA выпустила дополнительный гаджет Dreamcast VGA Box, который позволял играть на компьютерных мониторах или «современных» дисплеях в разрешении 480p. Были и специальные адаптеры широкополосного доступа — если вам вдруг было доступно нечто большее, чем простое телефонное подключение. Достаточно было заменить модем и наслаждаться быстрой сетью.
Аркада в вашем домеВы могли купить клавиатуру, чтобы играть в удивительную Typing of the Dead, которая преподавала важный урок: лучшая защита от зомби заключается в... скоростной печати вслепую. Это был насильственный способ получить хоть какой-то полезный навык. Существовал даже специальный адаптер, если вы хотели использовать собственную клавиатуру. Да, производитель подумал даже об этом.
Световой пистолет Dreamcast.А какие выходили игры для световых пистолетов! Отключите VMU-картридж из контроллера, подсоедините его к брендированному SEGA-пистолету или устройству стороннего производителя — и начинайте стрельбу. House of the Dead 2, Virtual Cop 2, Confidential Mission — вот первые, но далеко не единственные проекты, приходящие на ум. Вам и этого мало, хотите, чтобы пистолет имел обратную связь? Будете смеяться, но существовал и такой гаджет, который можно было подключить к дополнительному слоту.
А ещё выпускались разнообразные контроллеры, имитирующие схему управления (с джойстиками и кнопками), принятую на игровых автоматах. Ну а когда дело доходило до файтингов, равных Dreamcast не было. Пожалуй, такую библиотеку отменных 3D- и 2D-файтингов мы больше и не видели...
И чем дальше, тем необычнее становился игровой опыт. Что вы ответили бы на предложение поговорить с человеком-рыбой из странного эксперимента с виртуальной жизнью? Подключаемый к приставке микрофон позволял вам проделать именно это. Большинство игроков поначалу попросту пугались, но производитель всё равно изготовил периферийное устройство. Ну а почему бы и нет! По мнению SEGA, каждая игра заслуживала некоего дополнительного оборудования.
А это удочка для рыболовных симуляторов!Потом пришло время... рыбалки. Dreamcast предлагала сразу несколько презабавных рыболовных игр, естественно, вместе со специальными контроллерами. Вам смешно? Значит, вы никогда не прикасались к этим манипуляторам. Набор прекрасно подходил для дружеских игропосиделок. Кроме того, это была ранняя версия системы отслеживания движений, ибо, стоя перед телевизором, вы имитировали заброс лески.
Подобные игры не продавались в миллионах копий, но мы вспоминаем их с теплотой. Разве вы не скучаете по Samba de Amigo, в комплекте с которой распространялись контроллеры-маракасы? Помнится, франшизу даже хотели возродить на Wii...
А ведь мы говорим только о той периферии, которая была доступна в США и Европе. Между тем в других регионах были также веб-камеры, танцевальные площадки, миди-кабели, позволявшие использовать своё оборудование для создания музыки, и даже контроллеры для управления поездами в соответствующих симуляторах.
Наши любимцы — маракасы для игры Samba de Amigo.Dreamcast стоит особняком, когда дело доходит до разнообразия средств управления. Будьте уверены, если вам нравился какой-нибудь нишевый жанр, консоль могла предложить вам не одну лишь соответствующую игру, а и хитроумный манипулятор. Причём работала она не только с собственными гаджетами, но и с контроллерами сторонних производителей.
Замороженный во времениПоддержка Dreamcast была прекращена SEGA в 2001 году. Увы, безудержная страсть ко множеству жанров и странных контроллеров не помогла системе достичь действительно широкой аудитории. Тем не менее многие решения, поставлявшиеся в виде отдельных гаджетов, стали частью всех современных консолей. Нынче везде есть сетевые функции, приставки обзавелись жёсткими дисками, поэтому карты памяти больше не нужны, и т. д.
И всё-таки консоль являлась настоящим чудом для любителей нетривиальных развлечений. Она предлагала так много игр, которые были улучшены с добавлением нового оборудования. Dreamcast превращала ваш дом в центр аркадных развлечений со световыми пистолетами, музыкальными играми, виртуальной рыбалкой, великолепными файтингами. Да, целевой рынок для многих из этих игр был мал, но приставка добилась своего в обеспечении нас новыми впечатлениями. Ничего подобного до неё не появлялось и, как это ни печально, скорее всего, уже не появится.
Пруф